slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3slideshow 4slideshow 5slideshow 6slideshow 7 slideshow 8slideshow 9slideshow 10slideshow 11slideshow 12slideshow 13slideshow 14slideshow 15slideshow 16slideshow 17slideshow 18slideshow 19slideshow 20slideshow 21slideshow 22slideshow 23slideshow 24slideshow 25slideshow 26

You are here

Методы автоматической фотосъёмки

Рассматривая некоторые фотографии, сделанные Арсением Васильевичем Кречмаром, многие высказывали искреннее удивление, каким образом удалось получить высококачественные «портреты» бурых медведей, таких скрытых и осторожных животных как росомахи и некоторые другие снимки. Некоторые даже выражали сомнение в том, что эти звери отсняты в естественной обстановке, а были и такие, которые утверждали, что это сфотографированы….хорошие чучела.

Исходя из этих соображений А.В.Кречмар хочет вкратце поделиться с желающими своими методами фотосъёмки диких животных в естественных условиях. С самого начала увлекаясь фотосъемкой живой природы и начав с традиционных методов фотографирования с подхода или из укрытия с помощью телеобъектива А.В.Кречмар, постепенно стал отдавать предпочтение автоматическим фотоаппаратам, которые сам конструировал, изготовлял и постепенно совершенствовал. При этом принимались во внимание два основных довода в пользу автоматической фотосъемки.

Прежде всего такая методика давала возможность получать фотографии редких и достаточно осторожных млекопитающих и птиц в совершенно естественной обстановке. Большим заблуждением является довольно распространенное мнение о том, что на огромных мало освоенных человеком пространствах Сибири и Дальнего Востока дикие звери и птицы встречаются на каждом шагу и при этом совершенно не боятся людей. На самом деле суровая северная природа гораздо менее продуктивна, чем ландшафты с умеренным, а тем более с тёплым климатом, многие населяющие ее звери и птицы буквально теряются в обширных пространствах тайги и тундры и продолжают сохранять свой первобытный страх перед человеком. Поэтому фотосъемка многих представителей дикой фауны в таких условиях обычно неизмеримо труднее, чем в окультуренных ландшафтах и особенно в национальных парках и заповедниках. Применение автоматических фотокамер в северных регионах не только сильно облегчает работу фотографа-анималиста, но часто дает возможность получать специалистам-зоологам ценную информацию научного характера.

Второй причиной, побудившей А.В.Кречмара развивать именно это направление фотографии, является возможность получать на пленку среднего формата негативы или слайды зверей и птиц снятых с очень близкого расстояния и поэтому такого качества, что изображение получается максимально детализированным, что существенно в научной фотографии. Достигнуть такого результата на пленке среднего формата с помощью телеобъективов крайне затруднительно хотя бы из-за веса и громоздкости соответствующей аппаратуры, которую в полевых условиях мало реально носить с собой.

Использование же малоформатных камер было в то время мало перспективно. Единственно доступный для советского фотографа в 50 – 60-е годы малоформатный зеркальный фотоаппарат «Зенит» был очень ненадёжен, его затвор часто выходил из строя и во время длительных экспедиций на него нельзя было положиться. Кроме того, выполненный из прорезиненной материи он не работал при низких температурах, и при этом его шторки двигались вдоль длинной стороны кадра. Поэтому отснятые кадры часто бывали неравномерно экспонированы, что было особенно заметно при съёмке на обращаемую цветную плёнку. Кстати, о плёнках. Для рядового советского фотографа высококачественные плёнки Kodak или Fudji были недоступны и приходилось довольствоваться плёнками Orvohrom или Fomahrom, да и то если удавалось их раздобыть, что не всегда было просто. А они при использовании малого формата давали недостаточную резкость и крупное зерно и часто искаженную цветопередачу. Все эти обстоятельства также склоняли А.В.Кречмара к использованию среднеформатной роликовой плёнки.

В зависимости от назначения, А.В.Кречмар изготовлял и использовал автоматические фотокамеры самых разнообразных конструкций. В простейшем случае - это примитивная камера под роликовую плёнку с центральным затвором и наводкой на резкость по матовому стеклу. Такие камеры обычно оснащались специальной заслонкой, защищавшей линзы объектива и механизм центрального затвора от тумана, дождя и снега, а также от засвечивания фотопленки сквозь механизм затвора в случае очень длительного прямого воздействия солнечных лучей. Эта заслонка автоматически убиралась в момент фотосъемки с помощью электромагнита, осуществлявшего одновременно и спуск затвора. Перемотка пленки и взвод затвора в таких камерах осуществлялись вручную, поэтому с их помощью в отсутствие человека производился только один снимок. Такие аппараты, обычно использовались для фотосъемки крупных млекопитающих на тропах, по которым они ходят достаточно редко, раз в несколько суток или даже недель.

Для фотосъемки зверей на часто посещаемых ими тропах или у привады, а также при фотографировании птиц, когда может возникнуть необходимость отснять 2 - 3 и более кадров за сутки или даже за совсем небольшой промежуток времени, А.В.Кречмар сконструировал автоматические камеры под всё ту же роликовую плёнку, снабженные механизмом автоматической перемотки и взвода центрального затвора. Фокусные расстояния использованных в этих камерах объективов варьировали в зависимости от назначения аппарата от 75 – 135 мм для съёмки крупных животных до 210 – 300 мм -для фотографирования птиц, а также мелких и средней величины зверей. Кстати, объективы А.В.Кречмар в подавляющем большинстве случаев использовал отечественного производства, поскольку многие из них по своей разрешающей способности нисколько не уступали лучшим иностранным образцам. Электрическая схема такого аппарата многоразового действия предусматривала блокировку затвора в момент перемотки пленки и после экспонирования последнего кадра. В качестве источников питания для таких фотокамер в теплое время года достаточно малогабаритных батарей общим напряжением 9 - 12 вольт. Зимой приходилось пользоваться специальными батареями или аккумуляторами с повышенной плотностью электролита.

Почти во всех своих камерах А.В.Кречмар уже в процессе эксплуатации отказался от применения электроники, поэтому большинство из них работоспособно при температуре по крайней мере до -40 С, лишь бы были морозостойкие источники питания и не теряла эластичность плёнка. Все без исключения автоматические камеры снабжены легкими и прочными быстросъемными металлическими защитными чехлами, для маскировки обклеенные камуфляжной тканью, а так же гайкой для крепления к штативу или специальной струбцине. Вес большинства автоматических аппаратов варьировал в пределах 1 - 1,5 ( у одноразовых конструкций) до 3 - 6 кг.

Не секрет, что хороший результат в значительной степени зависит от правильного и достаточно яркого освещения объекта съёмки. Никакие сверхчувствительные фотоплёнки или матрицы не могут заменить хорошие источники света. Лучшим источником света для цветной фотосъемки, по глубокому убеждению автора, является хороший солнечный свет. Однако далеко не всегда им возможно воспользоваться. Целый ряд видов млекопитающих ведет ночной или сумеречный образ жизни. Многие птицы гнездятся на земле, в тени деревьев или кустов и в прочих неблагоприятных в смысле естественной освещенности условиях. Наконец, сама погода, особенно на морском побережье и на островах, часто не способствует фотосъемке при естественном свете.

Лучшим источником искусственного света для съемки диких птиц и зверей является, безусловно, электронная импульсная лампа. Есть случаи, когда использование импульсных ламп предпочтительно даже при наличии хорошего солнечного освещения, например, при фотосъёмке быстро двигающихся зверьков или птиц на небольшом расстоянии от съёмочной камеры. Большинство портативных электронных фотовспышек, предназначенных для съемки в помещении, для использования в природных условиях годятся только для съемки небольших объектов на близком расстоянии. При съёмке крупных и средней величины животных в природе, автор чаще всего использовал импульсные лампы мощностью не менее 200 джоулей, а в отдельных случаях - и до 1000 джоулей. Это давало возможность сильно диафрагмировать объектив и получать на плёнке среднего формата качественные изображения средней величины и крупных животных. Большинство вспышек имели по 2 параболических рефлектора, использовались и зеркальные рефлекторы от прожектора, что позволяло устанавливать фотовспышку на значительном удалении от объекта съемки. Для фотографирования стремительно движущихся животных А.В.Кречмар изготовил специальные фотовспышки со временем горения лампы 0,0001 сек и даже короче. Такие фотовспышки обычно имели суммарную мощность двух рефлекторов не более 120 – 150 джоулей, что достаточно при съёмке на близком расстоянии. Питание мощных фотовспышек осуществлялось с помощью аккумуляторных батарей напряжением в 12 вольт и электронных преобразователей напряжения. Поскольку в большинстве случаев фотовспышки должны находиться в состоянии постоянной готовности много суток или даже недель подряд, все питающие их преобразователи были снабжены автоматическими выключателями для поддержания напряжения питающих вспышку конденсаторов в заданных пределах. Естественно, что все предназначенные для фотоавтоматов импульсные лампы были хорошо изолированы от попадания влаги и могли долгое время безотказно работать даже в самых неблагоприятных метеоусловиях.

При пользовании простейшими автоматическими камерами одноразового действия, особенно в тех случаях, когда они долгое время стоят в готовом к съёмке состоянии в ожидании появления соответствующего объекта, использование сложных, тяжелых и энергоемких импульсных фотовспышек не рационально. Поэтому в таких случаях А,В.Кречмар отдавал предпочтение одноразовым вспышкам, например собранным в блоки циркониевым лампам, которые очень легки и для поджига не требуют специальных источников тока, а приводятся в действие от той же батареи, что и электромагнит спуска затвора. При съемке крупных млекопитающих, когда требовался особенно мощный источник света, с успехом использовались пластиковые патроны, заполненные смесью алюминиевой пудры и измельченного порошка марганцевокислого калия. Воспламенение осветительной смеси осуществлялось с помощью тонкой никелиновой нитки, включенной последовательно в цепь газоразрядной лампы маломощной импульсной фотовспышки. Фотовспышка подсоединяется к синхроконтакту затвора обычным образом, а воспламенение при этом способе происходит столь быстро, что никакого опережения зажигания не требуется. Нужно только учитывать, что такие осветительные патроны пожаро и взрывоопасны и применять их можно только с известной осторожностью.

С большим успехом использовались автоматические камеры для фотосъемки птиц около гнезд с дистанционным управлением аппаратурой. Прежде чем приступить к размещению аппаратуры у гнезда, обычно производились наблюдения из укрытия, чтобы оценить, с какой стороны птица приближается к гнезду, куда и на какое время присаживается, как часто прилетает и т.д. Все эти детали имеют немаловажное значение как при установке аппаратуры, так и при самой съемке. Камера устанавливалась на штативе или иным каким-либо способом в непосредственной близости от гнезда и фокусировалась на место наиболее вероятного появления птицы. В соответствии с условиями освещенности там же устанавливались осветители импульсной лампы. Съемка очень сильно облегчалась, если все эти приборы были размещены за 3 - 4 суток до съемки, и птицы к ним привыкали. С большим успехом А,В.Кречмар пользовался для этого и грубыми макетами аппаратуры. Если были опасения, что птицы болезненно отнесутся к посторонним предметам, то первоначально аппаратура или макет помещались на некотором отдалении от гнезда, а когда птицы к ним привыкали, постепенно устанавливались всё ближе и ближе.. При съемке автор обычно помещался в 10 - 50 метрах от гнезда, в зависимости от условий местности, месторасположения гнезда и осторожности объекта съемки. Специальным скрадком А.В.Кречмар пользовался только на совсем открытых местах или при невозможности следить за гнездом издалека, например в густом лесу или в кустах. В большинстве же случаев бывало достаточно ограничиться естественным укрытием. От аппарата к засидке протягивался легкий двойной провод с концевым выключателем, который фотограф держал в руке и в любой момент мог произвести снимок. Иногда, при съёмке с большого расстояния, использовались подзорная труба или бинокль, жестко фиксированные с помощью штатива в нужном положении. По сравнению с традиционным способом съемки из скрадка этот метод имеет то преимущество, что фотограф находится не около самого гнезда и поэтому чувствует себя значительно свободнее, да и птиц несравненно меньше травмирует относительно небольшой фотоаппарат, чем даже самый компактный скрадок. При съемке некоторых видов птиц, особенно мелких и подвижных, использовались специальные фотовспышки со сверхкоротким временем разряда лампы.

Съемка крупных и осторожных птиц, таких как лебеди, гуси, журавли и некоторые хищники, производилась сходным образом, но с расстояния в 500 - 1500 м . Для спуска затвора аппарата в таких случаях А.В.Кречмар с успехом использовал слегка переделанный комплект из приемника и передатчика, предназначенный для радиоуправления моделями или любых других портативных радиостанций.

Из методов, где А.В.Кречмар производил фотосъёмку автоматически, самым простым было фотографирование насиживающих птиц с помощью таймера. При этом методе случалось снимать, в основном, неподвижную птицу и в момент, условия освещенности в котором могут быть заранее известны (некоторые фотоаппараты были снабжены устройством, автоматически отключающим цепь спуска затвора при плохой освещённости). Поэтому при такой съемке редко использовались импульсные лампы.

Несколько сложнее, но перспективнее в отношении потенциальных результатов, велась фотосъемка с контактными устройствами, которые включает сам объект съемки. Конструкции этих устройств, примененных А.В.Кречмаром, очень многообразны и обычно достаточно просты, а возможность для всякого рода импровизаций здесь очень велика. Главное, чтобы они имели небольшие размеры, хорошо маскировались на местности и их контакты не оставались замкнутыми, когда птицы или зверя на месте съемки уже нет. Иногда для спуска затвора использовалась специальная схема, где в качестве датчика применялся фоторезистор. Понятно, что автоматическая съемка с помощью контактного устройства возможна не только около гнезд. А.В.Кречмар с успехом ее применял на местах кормежки, отдыха или на присадах - каких-либо выдающихся корягах, камнях и т.д.

Подобным же образом производилась и автоматическая фотосъемка мелких и средней величины млекопитающих. При съемке землероек, мышевидных грызунов и мелких хищников применялись, специальные импульсные фотовспышки, с ускоренным временем разрядки. Поскольку зверьки чаще активны в сумерках или ночью, то естественный свет не учитывался совсем. Миниатюрные контактные устройства, установленные у входа в норку, на тропе или стволе дерева, давали возможность получать моментальные снимки даже таких стремительно движущихся зверьков, как бурундук, горностай и некоторые мышевидные грызуны. Ещё с большим эффектом А.В.Кречмар применял устройства, спускающие затвор камеры при пересечении объектом съёмки инфракрасного луча. Однако такие спусковые устройства применялись только со специальными «камерами быстрого реагирования», в которых между моментом замыкания и экспонированием плёнки проходит минимальный промежуток времени. Сочетая такие камеры со специальными сверхскоростными фотовспышками и используя насторожечное устройство с пересечением объектом съёмки инфракрасного луча, А.В.Кречмару удалось получать чёткие моментальные снимки зверьков в прыжке или птиц в полёте с опережением всего в несколько сантиметров. Традиционными методами съемки получить такие кадры крайне трудно или даже вообще невозможно - даже если у фотографа хватит терпения подкарауливать зверька у заранее наведенного на определенное место аппарата, то скорее всего, у него не хватит реакции, чтобы в нужный момент спустить затвор. Иногда бывает эффективно использование приманки, выкладываемой на определенное место, а съемку производить на пути подхода к ней. Ни аппараты, ни осветители при съемке мелких зверьков нет никакой необходимости маскировать - в отличие от птиц они очень слабо реагируют на внешний вид даже очень необычных для них предметов или даже вообще не обращают на них внимания. Подавляющее большинство современных даже самых совершенных малоформатных камер, как правило снабженные электроникой, для этой цели мало подходит, так как на откидывание зеркала и работу микропроцессора, не говоря уже о механизме автофокуса, требуется дополнительное время, да и при низких температурах они ненадёжны. Тем не менее, А.В.Кречмар в последнее десятилетие в тёплое время года иногда с успехом использовал для автоматической фотосъёмки некоторые модели камер фирмы Nikon, снабженные механизмом автоматической перемотки плёнки и специальным разъёмом для спуска затвора по проводам, а после 2004 года – даже некоторые цифровые зеркалки. Помещенные в специальный водонепроницаемый бокс, они подкупают простотой обращения, надёжностью и способностью автоматически отрабатывать нужную экспозицию. Использование этих камер дало вполне приемлемые результаты при съёмке мелких птиц на присадах и при фотографировании крупных пернатых хищников у гнёзд с помощью радиоуправления, то есть в тех случаях, когда не требовалась чрезмерная быстрота срабатывания.

Съемка зверей более крупного размера, таких как заяц, лисица, росомаха, может быть очень эффективной на тропах, причем не только зимой, но и в бесснежный период. Хищных млекопитающих, таких как лисица и особенно росомаха, удавалось с успехом фотографировать вблизи остатков добычи волков или медведей или у трупов утонувших в наледях лосей. Эти звери также мало реагируют на внешний вид аппаратуры и даже на запах. При съемке этих зверей применение достаточно мощных фотовспышек обязательно.

Автоматическая фотосъемка самых крупных северных млекопитающих, таких как лось или бурый медведь, имеет свои особенности. Лучше всего удается сфотографировать их на тропах, которые чаще всего бывают лучше выражены вдоль речных берегов, у кромки обрыва, на перешейках между озерами и других подобных местах. Медвежьи тропы хорошо отличаются как бы "двойной колеей". Не всегда удается по внешнему виду тропы определить, насколько часто звери ею пользуются, но на немедленный результат обычно рассчитывать не приходится. Поэтому, снимая крупных зверей, гораздо рациональнее применять камеры без автоматической перемотки, но использовать их несколько, расставляя в разных местах. Такие «одноразовые» фотоаппараты имеют еще и то преимущество, что для приведения их в действие не требуется специальных контактных устройств. А.В.Кречмар обычно с успехом применял кусок самой тонкой рыболовной лески, протянутый поперек тропы и при натяжении зверем замыкающей два оголенных медных провода, укрепленных в ветвях дерева или кустарника. Осветительные устройства необходимы. так как лоси и медведи чаще передвигаются в сумерках или даже ночью. При использовании автоматических камер одноразового действия А.В.Кречмар предпочитал применять циркониевые или химические фотовспышки. После того, как кадр был отснят, особенно если сработала химическая фотовспышка, аппарат переставлялся на другую тропу. Крупные звери, испуганные ярким светом и хлопком химической фотовспышки, редко появлялись вблизи этого места в ближайшие дни или даже недели, кроме тех редких случаев, когда тропой пользуется много зверей независимо друг от друга, например вблизи нерестилищ тихоокеанских лососей. Можно успешно фотографировать медведей и около падали, например вблизи задавленного зверем лося. Но такая возможность бывает не столь частой, кроме того, приближение к медвежьей добыче сопряжено с известной опасностью, поэтому аппаратуру нужно устанавливать вдвоем и иметь оружие наготове.

При необходимости сфотографировать зверя в полный рост, смотрящим в объектив аппарата, А.В.Кречмар в цепи спуска затвора монтировал специальное реле, которое сперва включало зуммер и небольшую лампочку, и только через 1 - 2 секунды приводило в действие затвор камеры. Такие устройства с успехом применялись также для получения снимков черношапочного сурка, лисицы, росомахи и некоторых видов птиц.

В заключение хотелось бы сказать, что когда занимаешься этим серьезно, фотосъемка диких животных в природе с помощью автоматических фотоаппаратов дело увлекательное, во всяком случае не в меньшей мере, чем активная фотоохота с телеобъективом. Но, как и в последнем случае, и даже в еще большей степени, основным условием успеха является детальное знание экологии представителей животного мира, а не наличие у исследователя соответствующей аппаратуры и умения просто хорошо фотографировать. И, как при всякой фотографии диких животных в естественных условиях, нужно затратить немало труда и времени, прежде чем удастся получить всего несколько кадров, доставляющих автору большое моральное удовлетворение.

Следует добавить, что в нынешнем столетии в связи со стремительным развитием цифровой фототехники, фотографирование диких зверей и птиц традиционными методами с помощью телеобъективов облегчилось более чем на порядок. Однако, открывается больше возможностей и для применения такой техники для автоматического фотографирования, для которого даже стали выпускаться специальные камеры промышленного производства.

Copyright 2015 by Arseni Krechmar